Современные электрические лодочные моторы способны конкурировать с двигателями внутреннего сгорания и даже превосходить их. Однако для полноценного раскрытия всех возможностей следует использовать правильный аккумулятор. Далеко не каждая батарея, подходящая по напряжению и току, сможет корректно работать в условиях повышенной нагрузки. Она должна обладать определенным химическим составом и быть предназначенной для постоянного потребления энергии, сопровождаемого вибрацией.
Также не стоит забывать и о других параметрах, которые влияют на возможность использования аккумулятора с конкретным лодочным мотором. Среди них:
- тяга электромотора в номинальном и максимальном режиме работы;
- масса лодки;
- габариты и вес самих батарей, размер отсека для них;
- емкость аккумулятора и расстояние, которое можно пройти на одном заряде.
Типы батарей и их применение
Все аккумуляторы можно поделить на три основных типа:
- Стартерные. Предназначены для кратковременной выдачи большого тока. Используются в автомобилях для запуска бензиновых и дизельных двигателей. Не подходят для эксплуатации на лодках, поскольку при работе в режиме постоянной значительной нагрузки быстро изнашиваются и выходят из строя.
- Тяговые. Наилучший вариант для электрических лодочных моторов. Предназначены для долговременной работы в режиме постоянной равномерной нагрузки, создаваемой электродвигателем. При этом большинство моделей лодочных тяговых аккумуляторов нейтрально переносят вибрацию и крен.
- Универсальные. Довольно дорогие аккумуляторы, которые обладают рядом свойств как тяговых, так и стартерных моделей, поэтому могут использоваться в любом режиме.
Выбор аккумулятора по ключевым параметрам
Определив тип подходящего вам аккумулятора, можно переходить к его характеристикам. Для приобретения батареи, способной покрыть потребности в электроэнергии для определенной лодки, необходимо учесть следующие параметры:
- Мощность. Эта характеристика напрямую связана с внутренним сопротивлением. Оно должно быть как можно ниже, ведь в таком случае АКБ сможет отдать максимальное количество энергии.
- Емкость. От нее зависит запас времени работы лодочного мотора. Так, если максимальное потребление двигателя составляет 5 А, то аккумулятора на 100 А в идеальных условиях хватит на 20 часов работы. Однако в реальности необходимо учитывать потери в сетях и некоторое отклонение от указанных параметров, поэтому аккумуляторы всегда покупаются с запасом.
- Напряжение. Его стоит выбирать исходя из того, какое напряжение необходимо для питания самого мотора и лодочной электросети.
Химический состав АКБ для лодочных моторов
Тяговые аккумуляторы, совместимые с лодочными моторами, бывают пяти видов:
- Свинцово-кислотные с жидким электролитом. Недорогие модели, требующие постоянного пребывания в вертикальном положении.
- AGM. Удобны возможностью работы в любом положении, но нуждаются в контроле разряда, поскольку могут выйти из строя из-за слишком большого его падения.
- GEL. Более совершенный вариант АКБ с густым электролитом, по сравнению с AGM могут выдерживать примерно в два раза больше циклов заряда-разряда.
- Литий-ионные. Дорогие, но выносливые аккумуляторы, не имеющие абсолютно никаких требований к условиям эксплуатации.
- Литий-железо-фосфатные. Наиболее совершенный вариант литий-ионных АКБ с возможностью проработать до 2000 циклов.
При выборе аккумулятора для лодки, следует сопоставить между собой количество циклов заряда-разряда и стоимость. Ведь вполне возможно, что более дорогая батарея на длинной дистанции окажется выгодной, и при этом не придется ее менять спустя пару лет эксплуатации.