Первые автостекла, так называемые сталиниты, изготавливали методом закалки. Они по сей день устанавливаются в качестве заднего и боковых стекол. Главным недостатком выступает крошение при ударе на маленькие кусочки. При использовании в лобовом остеклении подобное разрушение чревато серьезными травмами. Поэтому, начиная с 1909 года, в автомобилестроении впервые было запущено производство триплекса. При замене автостекла его можно отличить благодаря маркировке WL по нижнему краю (в углу или сбоку).
Структура и разновидности
Triplex (лат. «тройной») представляет собой многослойное композицию из двух и более стекол. В качестве связующей прослойки выступает полимерная плёнка, силикатный клей и иные компоненты, отвечающие за прочность и функционал (обогрев, тонировка и пр.). Главная задача, стоящая перед производителями, это сохранение целостности автостекла при механическом воздействии (удар камнем, тяжелым предметом). Это достигается путем удержание осколков на поверхности пленки, в том числе при сквозном пробитии. Уровень прочности напрямую зависит от качества используемого полимера. Наиболее высокие показатели имеет поливинилбутиральная (ПВБ) пленка.
Существует множество разновидностей триплекс-стекла, но каждая изготовленная партия обязана отвечать строгим требованием государственного стандарта:
- стандартное — устанавливается с завода и имеет толщину в 5-6 мм, реже 7 мм;
- усиленное — может выдержать удар тупым предметом и защитить от вандализма, благодаря толщине в 8-10 мм;
- усиленное плюс — может иметь толщину до 18 мм включительно;
- пулинепробиваемое (бронированное, стандарт СЗП-1-3) — позволяет защитить от выстрела ТТ и СВД, толщина от 18 мм до 38 мм и более, требует обязательную регистрацию в ГИБДД при установке.
Преимущества и недостатки
Основные нарекания к качеству триплекс связаны с большой вероятностью приобретения подделки и высокой стоимостью. К тому же такие стекла изготавливаются под заказ, чтобы исключить необходимость подгонки во время вклейки. Но согласно статистике приобретение лобового стекла требуется в среднем не чаще одного раза в семь лет, что позволяет высокому уровню безопасности перевесить экономию. Среди достоинств стоит выделить:
- высокую ударопрочность;
- стойкость к температурным перепадам, к воздействию влаги и сильной жары;
- способность выдерживать сквозное пробивание;
- широкий функциональный спектр (возможность смены цвета, тонирование, электрообогрев и пр.);
- экологичность и защита водителя от УФ-излучения;
- ремонтопригодность;
- длительный срок службы (до 50 лет);
- стойкость к повреждениям.
При необходимости замены автостекла необходимо в первую очередь обращать внимание на его подлинность. Для этого достаточно запросить сертификат у поставщика. Также важно выбрать надежный сервис. Замена лобового стекла не входит в перечень работ, необходимых для проведения в дилерском центре, поэтому без риска потери гарантии, можно выбрать специализированную мастерскую.